Снижение продаж, высокая отрицательная маржа и убытки транспортных компаний. Ситуация в комтрансе ухудшается…
Изменения на рынке коммерческого транспорта: пики и падения в тяжелом сегменте
Ассоциация РОАД провела пресс-конференцию 4 декабря в Москве, где основное внимание уделялось проблемам на рынке коммерческого транспорта. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев озвучил данные о падении числа среднетоннажных автомобилей (MCV) за последние десять лет. С 2016 по 2025 год парк таких машин сократился на четверть – с 2,3 миллионов до 1,727 миллионов единиц. На фоне растущего среднего возраста технику в 28 лет предприятия все еще вынуждены эксплуатировать устаревшие модели, такие как ЗИЛ.
Также на встрече был представлен доклад по тяжелой технике от представителя «Глобал трак сервис» Максима Шишко, который отметил, что доля китайских компаний снизилась с 60% до 53%, тогда как доля российских производителей возросла с 28% до 38%. Однако общее количество сделок катастрофически снизилось практически на 50%. Ожидается, что в 2025 году только 46 тысяч грузовиков из тяжелого сегмента найдут своих покупателей.
2023 год запомнился высоким уровнем продаж, составившим 125,7 тысяч единиц, однако сейчас участники сталкиваются с проблемами на фоне избытка машин. На складах опережающей считается их чрезмерная накопленность, многие грузовики были выпущены по требованиям российской спецификации и сейчас остаются не реализованными.
Ситуация ещё более усложняется из-за больших объемов «изъятки» - автомобилей, которые компании не могут выплатить. Максим Шишко отметил, что на складах насчитывается около 14 тысяч машин, которые невозможно продать. Проблема с отрицательной маржой и отсутствие клиентов обостряет ситуацию для всех участников.
Участники конференции РОАД пришли к выводу, что в будущем объёмы продаж в сегменте HCV могут составить около 4 тысяч машин в месяц, что представляет собой резкое падение по сравнению с показателями 2023 года. Обсуждая обстановку, участники сошлись во мнении, что возможные изменения на внешнем уровне могут помочь улучшить ситуации, однако без этого тяжелые грузовики столкнутся с критическими трудностями.
На текущий момент лидирует КАМАЗ на рынке HCV с объемом 12,6 тысяч грузовиков, проданных за 11 месяцев, что соответствует 30,1% доли. В числе остальных находятся Sitrak, Shacman, FAW, а также отечественные Ural и Valdai, которые включены в цепочку.